ДОКЛАДЫ КОНФЕРЕНЦИИ

1.21. Организация инновационной деятельности в городе-наукограде

О докладчике:

Первушин Владимир Анатольевич, генеральный директор ЗАО ТЕХНОКОНСАЛТ,

завкафедрой «Управление инновационными проектами» АНХ при Правительстве России,

кандидат технических наук, член американской Ассоциации Project Management Institute.

Окончил МВТУ им. Баумана.

Специализация: управление проектами, организация работы компании, маркетинговые исследования, коммерциализация технологий.

Практический опыт: управление инновационными проектами, разработка и реализация системы управления компанией в рыночных условиях, коммерциализация технологий, проведение маркетинговых исследований и обучающих семинаров.

Об организации:

ЗАО ТЕХНОКОНСАЛТ – российская консалтинговая компания.

Год основания - 1993.

105062, Москва, ул. Макаренко, д.4, стр.1

Тел./факс:    (095) 956 – 2313; 925 – 9200

E-mail:tconsd@dol.ru

http://www.technoconsult.ru

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Консультирование по организации и управлению бизнесом

  • Маркетинговые исследования

  • Управление проектами

  • Коммерциализация технологий

  • Проведение обучающих семинаров по управлению проектами

Одной из важнейших составляющих деятельности производственного предприятия является инновационная деятельность. Инновационная деятельность часто трактуется как деятельность, связанная с использованием новых (высоких) технологий. Многие предприятия пытаются в том или ином виде осуществлять инновационную деятельность самостоятельно или через создаваемые специально для этого дочерние структуры или инновационные центры, призванные способствовать продвижению и использованию инновационной продукции.

Все чаще от руководителей оборонных или машиностроительных предприятий слышны слова о том, что на данном предприятии осуществляется поддержка инновационной деятельности (некоторые даже выделяют на эту деятельность деньги). Нанимаются специалисты, разбирающиеся в патентно-лицензионной деятельности, охране интеллектуальной собственности и прочим компонентам, необходимым для коммерческого использования инноваций. В последнее время заговорили о попытках организовать инновационную деятельность в рамках целого региона.

Казалось бы,  все замечательно, остается только получать доход от этой самой инновационной деятельности. Однако, как правило, так не получается. В чем же дело?

Рискну предположить, основываясь на опыте компании ТЕХНОКОНСАЛТ, что дело все в устаревшем подходе к организации инновационной деятельности.

О коммерциализации научных исследований уже сказано достаточно много. Казалось бы, мы вправе ожидать, что эта самая повальная коммерциализация не за горами. Однако, примеров успеха крайне мало. Очевидно, что настала пора сделать следующий шаг — перейти к вопросу о том, КАК этого добиться, т.е. к системной организации  инновационной деятельности.

Высокие технологии большей частью разрабатывались в оборонных отраслях промышленности и науки. Из “оборонки” вышла и большая часть менеджеров вновь созданных  наукоемких компаний. Следствием этого является повышенное  внимание менеджеров к чисто научной или производственной функции, а не к финансам и менеджменту. Очень часто главной функцией  менеджера в таких компаниях остается чисто производственная функция. Таким образом, в российской действительности уровню управления уделяется совершенно недостаточное внимание. В этой ситуации говорить о качестве управления не приходится. Проблема состоит в том, что управление — весьма специфическая форма человеческой деятельности. Менеджеры большинства инновационных компаний таковыми отнюдь не являются. Именно поэтому появляется настоятельная необходимость введения регулярного менеджмента. Регулярный менеджмент  подразумевает системный подход к организации исполнения проекта и единообразное реагирование на нежелательные события и отклонения.

В равной степени это касается и малых предприятий, занимающихся инновационным бизнесом. Передача прав по коммерческому использованию новой разработки дочерним малым предприятиям призвана повысить гибкость и оперативность этой деятельности. На деле это не всегда так. Возглавляет такое предприятие, как правило, ученый или специалист, не имеющий достаточного опыта управления и тем более - практически никакого маркетингового опыта, т.е. опыта продвижения продукции. В итоге оказывается повышенное внимание к технической и технологической стороне продукции (т.е. наиболее знакомой менеджеру малого предприятия сфере деятельности), а не к тому, кто купит, где купит, как узнает о товаре и т.п. Конечно, речь не идет о том, чтобы во главе такого предприятия вместо инженера поставить экономиста. В этом случае можем получить другой негативный вариант - предпочтение будет отдаваться, например, рекламной деятельности, что в ряде случаев также будет иметь не лучший результат. Все,  что связано с управлением,  имеет чрезвычайно сильную интеграционную природу. Для успешной реализации целей того или иного проекта конечно необходимы знания в конкретной предметной области, но необходимы и знания основ менеджмента, теории организаций, маркетинга, управления персоналом. Означает ли что знание этих «нот», т.е. основ, составляющих менеджмента, обеспечивает умелую "игру" менеджера? Естественно нет - ведь почти никто и нигде не учит менеджера "мелодиям менеджмента", т.е. умению выстраивать свои управленческие действия во времени, исходя из складывающейся ситуации.

К сожалению, у нас в России мало кто признает управление сферой профессиональной деятельности. Именно по этой причине управлением готовы заниматься практически занимаются все. По моим наблюдениям, этим особенно грешат “технари”, что выглядит особенно странным. Вот вам типичная (т.е. широко распространенная) технология  изготовления менеджера: минимальный личный опыт, несколько семинаров и человек готов браться за решение сложнейших проблем. В этом и заключается порочность подготовки менеджеров: излагаются компоненты менеджмента (стратегия, маркетинг, финансы, учет, организационные структуры и т.п.), но ничего не говорится о том, КАК наладить процесс управления. Кстати, никто ведь не пытается подготовить хорошего физика или математика за несколько дней. Такое отношение связано, по-видимому, с недооценкой колоссальной сложности процесса управления.

У нас поставлено на поток тиражирование специалистов любого профиля— масса ВУЗов готовит специалистов по сотням специальностей. А вот с тиражированием менеджеров  возникают проблемы, несмотря на то, что уже есть специалисты, у которых в дипломе значится специальность "менеджер". Однако, попробуйте поручить такому менеджеру простую управленческую задачу (не говоря уже о нестандартной задаче) - результат будет плачевный. Готовить инновационного менеджера — долго и дорого. Прежде, чем он научится создавать работоспособную компанию, пройдет много времени, будут совершены ошибки, некоторые — смертельные для бизнеса.

При организации инновационной деятельности до сих пор чаще всего полагаются на слепой случай: менеджер попался хороший — проекту и инвестору повезло. Хороших менеджеров на всех не хватает — это проблема стоит во всем мире.

Очевидно, что инновационная деятельность    в значительной степени зависит от  уровня менеджмента, т.е. для успеха дела необходимы менеджеры высокой квалификации, которых мало и они весьма дорого обходятся. А есть ли иные подходы?

Почему именно сейчас настало время говорить не о том, ЧТО нужно сделать в рамках инновационной деятельности, а о том, КАК ее обеспечить?

На результативность производственно-коммерческой деятельности любого предприятия  существенное влияние оказывают управление процессом функционирования и организационная структура, в рамках которой этот процесс осуществляется. Эта проблема весьма многогранна. Правильно выбранная структура позволяет  обеспечить предприятию или компании полную занятость персонала, гибкость в использовании ресурсов и соответствие  требованиям рынка. Таким образом, мы неизбежно приходим к необходимости  большей или меньшей реорганизации системы управления инновационной деятельностью предприятия.

Необходимость использования инноваций резко меняет условия, в которых действует менеджер. В процессе деятельности  постоянно возникают изменения, связанные с реализацией инноваций. Это немедленно приводит к существенному расширению полномочий и к нечеткости функциональных обязанностей. У менеджера или специалиста постоянно меняется круг задач, начинает преобладать нестандартная, т.е. инновационная деятельность. В отличие от четко определенных действий, например, на конвейере, инновационной деятельности органично присуща неопределенность.

Таким образом, менеджер вынужден действовать в рамках организационной структуры, совершенно не приспособленной к инновационной деятельности. Управлять такой  деятельностью значительно сложней, чем текущим, повторяющимся производством. Для принятия обоснованных и оперативных решений руководству часто необходимо в короткие сроки просчитать и сравнить несколько вариантов планов.

Таким образом, проблема управления в инновационной деятельности становится ключевой.

В отличие от чисто финансовых проектов, в инновационных проектах имеется большое число хорошо управляемых факторов (рычагов), способных принципиально изменить инвестиционную привлекательность проекта в лучшую сторону: способы управления, квалификация персонала, опыт менеджера. Именно по этой причине результативность проекта в значительной степени зависит от того, кто управляет.

Следует иметь в виду, что инновационная деятельность не является самоцелью, она в свою очередь является частью другой задачи - например, завоевание новой рыночной ниши. Существует широкий спектр  задач (проблем), возникающих  перед производственным предприятием,  которые в той или иной степени требуют осуществлять  инновационную деятельность. Так, необходимость завоевания или удержания рыночных позиций предприятия требует проведения работ по диверсификации деятельности, снижению издержек, повышению качества продукции, улучшению или расширению потребительских свойств продукции, повышению производительности труда.

Таким образом,  инновации - это не только использование высоких технологий, но и инновации в сфере управленческих решений. Для реализации большинства стоящих перед предприятием задач необходима реорганизация системы управления предприятием на основе новых управленческих технологий. Предприятие, намеревающееся работать гибко, неизбежно приходит к необходимости использования инновационных подходов. Это, в первую очередь, касается управления работой предприятия.

В этой ситуации для эффективной реализации рыночных задач, стоящих перед предприятием, необходимо разработать  систему управления инновационной деятельностью, основа которой - разбиение сложного процесса на простые компоненты на основе проектного подхода и выстраивание своеобразного управленческого "конвейера". Это дает целый ряд эффектов: работа из процесса превращается в целенаправленное движение, снижаются требования к квалификации персонала, резко возрастает производительность труда, снижается количество ошибок. Для реализации такого подхода необходимо разработать эффективную организационную структуру, систему управления финансами, сформировать  службу маркетинга, обеспечить документооборот, т.е. детально сформулировать  правила работы предприятия, в основных чертах общие для всех компаний инновационной направленности. Для каждого конкретного случая понадобится лишь коррекция (в большинстве случаев — незначительная),  “настройка” системы на конкретный бизнес. Менеджеры инновационной компании будут погружены в готовую среду, которая заставит их работать по единым правилам, обеспечит необходимые прозрачность и управляемость компании.

Таким образом обеспечивается снижение требований к квалификации управленческого персонала. Можно провести некоторую аналогию со сборкой телевизоров “Сони” в Малайзии. Персонал очень низкой квалификации осуществляют сборку очень качественного изделия. Это стало возможным благодаря тому, что сложный процесс сборки разбит на простые элементы, доступные персоналу любой квалификации.

В подобной структуре оказывается затруднительно осуществлять убыточные проекты - экономическая эффективность каждого инновационного проекта рассчитывется и планируется, а результат затем сравнивается с плановыми показателями. Вот кстати почему, система не всегда пользуется популярностью у персонала - сразу вскрывается истинная результативность каждого сотрудника. 

В компании ТЕХНОКОНСАЛТ разработана и несколько лет успешно используется система поиска и продвижения российских технологий. Очевидно, что процесс продвижения сотен технологий обходится очень дорого. Именно поэтому была разработана технология продвижения, основанная на проектном подходе. Обеспечивается полный цикл работ: от отбора перспективных проектов до создания компании со всей внутренней структурой “под ключ” и до мониторинга процесса развития и внесения необходимых корректировок. Этот работающий по единым правилам конвейер обеспечивает минимизацию управленческих издержек инвестора. Это является подтверждением высокой эффективности системы. 

По нашему глубокому убеждению, основанному на достаточно большом опыте, для достижения реального успеха в инновационной сфере настала пора привлекать управленческие технологии.

Что это дает?

Во-первых, снижаются (и весьма существенно) требования к квалификации персонала.

Во-вторых, облегчается контроль количества и качества труда персонала.

В-третьих, появляется возможность планирования и управления работой отдела маркетинга.

В-четвертых, работа персонала инновационной службы из разряда искусства (а значит, плохо поддающегося планированию)  переходит в разряд “ремесла” в хорошем смысле, т.е. превращается в набор известных, понятных, связанных в некую последовательность операций.

Все это само по себе, без изменения состава и квалификации персонала, способно повысить эффективность инновационной деятельности предприятия, а значит, и увеличить поток заказов.

Вывод: инновационное развитие предприятия необходимо точно также проектировать, как и любую систему. Необходимо не только определить задачи, стоящие перед предприятием, но и создать систему, обеспечивающую переход предприятия в это состояние, определить необходимые ресурсы, разработать бизнес-процессы инновационной деятельности. Только в этом случае можно рассчитывать на успех.

В свое время для решения важнейших государственных задач были привлечены лучшие силы ученых, позволившие в короткий срок стать законодателями моды в мировой науке.  Для решения этой задачи были нужны специалисты: физики, химики,  математики, организаторы науки и производства, поскольку именно они играли ключевую роль в решении поставленных задач.

Совершенно очевидно, что сейчас перед нами стоит задача не менее сложная и масштабная. Однако, эта задача уже не столько научная, сколько, в первую очередь, организационная, управленческая. И успех в немалой степени будет зависеть от уровня инновационного менеджмента.

(c) 2004 ЗАО "Межрегиональный центр
промышленной субконтракции и партнерства"
Тел./Факс: (095) 234-5376
e-mail: subcontract@binec.ru
Интернет-сайт
www.subcontract.ru