ПОРТАЛ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО БИЗНЕСА    
 ВХОД В СИСТЕМУ
Вход для зарегистрированных пользователей системы 
Логин 
Пароль 
 Забыли пароль?       
Регистрация
 
Инструкция по работе с системой

Национальное партнерство развития субконтрактации

 УСЛУГИ
ПОИСК ПАРТНЕРОВ 
ЦЕНТР КЛАСТЕРНОГО РАЗВИТИЯ 
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ 
 ВЫСТАВКИ, МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТАВКИ 
КОНФЕРЕНЦИИ 
 РАССЫЛКА SUBCONTRACT.RU
 Все для промышленного предприятия.
 Снабжение и сбыт.

 
 РЕКЛАМА НА САЙТЕ
 ГЛАВНАЯ   СУБКОНТРАКТАЦИЯ   РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ   О ПРОЕКТЕ   БИРЖА СУБКОНТРАКТОВ   КОНТАКТЫ   СТАТИСТИКА САЙТА 
 КЛАСТЕРЫ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ГОРОДА МОСКВЫ

1. Кластеры в федеральном законодательстве

Законодательное определение «кластер» на уровне федеральных законов отсутствует. Данный факт объясняется тем, что законы, чаще всего, принимаются законодательным органом с некоторым опозданием во времени от момента возникновения тех общественных отношений, которые они впоследствии регулируют. Так было с Гражданским кодексом, а также некоторыми другими федеральными законами. Существование в настоящее время отношений, связанных с созданием и развитием кластеров предприятий, подтверждается тем, что данный термин активно применяется в отраслевых подзаконных актах Российской Федерации. Вот лишь нескорые из них:

·                     Постановление Правительства РФ от 23.04.2010 N 282 "О национальной нанотехнологической сети";

·                     Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;

·                     Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1663-р «Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации»;

·                     Распоряжение Правительства РФ от 01.10.2010 N 1660-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»;

·                     Приказ Минпромторга РФ от 23.10.2009 N 965 "Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года";

·                     Приказ Минэкономразвития РФ от 16.02.2010 N 59 "О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства".

В частности, приведенные документы содержат следующие определения:

·                     научно-производственный кластер - договорная форма кооперации организаций, обеспечивающих и осуществляющих целенаправленную деятельность по разработке, производству и продвижению продукции наноиндустрии на внутренние и внешние рынки высокотехнологичной продукции (Постановление Правительства РФ от 23.04.2010 N 282);

·                     фармацевтический кластер - это группа географически локализованных взаимосвязанных инновационных фирм - разработчиков лекарств, производственных компаний; поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг; объектов инфраструктуры: научно-исследовательских институтов, вузов, технопарков, бизнес-инкубаторов и других организаций, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Отличительным признаком эффективно действующих кластеров является выход инновационной продукции (Приказ Минпромторга РФ от 23.10.2009 N 965);

·                     центры кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства создаются в целях содействия принятию решений и координации проектов, обеспечивающих развитие инновационных кластеров субъектов малого и среднего предпринимательства и повышающих конкурентоспособность региона базирования соответствующих инновационных кластеров и кооперационное взаимодействие участников кластера между собой (Приказ Минэкономразвития РФ от 16.02.2010 N 59).

 

Кроме того, в указанных документах широко используются термины «инновационные территориальные кластеры», «инновационные высокотехнологичные кластеры», «территориально-производственные кластеры», «высокотехнологичные кластеры», «технологические отраслевые кластеры», «профильные инновационные кластеры».

 

Актуальность развития кластерной формы взаимодействия предприятий подтверждается стремлением федеральных органов исполнительной власти выстраивать и развивать кластеры предприятий на основе собственных рекомендаций.


Так, Министерство экономического развития России выпустило Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (письмо от 26.12.2008 г. №20615-АК/Д19), которые направлены на содействие развитию кластерных инициатив в регионах России. Методические рекомендации подготовлены с учетом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р и содержат основные положения, касающиеся реализации кластерной политики в регионах России.


Согласно приведенному документу, территориальные кластеры (кластеры) - объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации.

 

2. Кластеры в законодательстве города Москвы

Тенденции создания и развития кластеров предприятий на территории города Москвы нашли свое отражение в региональном законодательстве. В отличие от федерального законодательства, законодательство города Москвы на уровне закона допускает существование производственно-технологических кластеров. В частности, закон г. Москвы от 05.05.2010 N 17 "О Генеральном плане города Москвы" предусматривает обеспечение развития промышленных зон и формирования на их территории новых форм взаимодействия между организациями промышленности, науки, малого бизнеса в виде производственно-технологических кластеров, ориентированных на реализацию инновационного цикла. К сожалению, закон от 05.05.2010 № 17 не содержит определения производственно-технологического кластера.

 

Кроме того, данный вопрос на территории Москвы регулируется следующими подзаконными актами:

 

·                     Постановление Правительства Москвы от 12.04.2005 N 221-ПП "О дополнительных мерах по сохранению и развитию научного и промышленного потенциала города Москвы";

·                     Постановление Правительства Москвы от 04.08.2009 N 724-ПП "О Городской целевой программе развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг.";

·                     Постановление Правительства Москвы от 02.09.2008 N 781-ПП "О Городской целевой комплексной программе создания инновационной системы в городе Москве на 2008-2010 гг.";

·                     Постановление Правительства Москвы от 24.02.2010 N 161-ПП "О Городской целевой программе "Комплексная программа промышленной деятельности в городе Москве на 2010-2012 гг.";

·                     Распоряжение префекта Зеленоградского АО г. Москвы от 17.10.2008 N 867-рп "О Концепции создания территории инновационного развития в Зеленоградском административном округе города Москвы".

Определения, используемые в указанных документах:

·                     кластер (промышленный узел) представляет собой территориально локализованную группу взаимосвязанных технологическими, производственными и сбытовыми циклами предприятий, компаний, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, использующих общую инфраструктуру, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества как отдельных компаний, так и кластера в целом (Постановление Правительства Москвы от 12.04.2005 N 221-ПП);

·                     кластер - сеть независимых географически локализованных производственных и/или сервисных компаний (включая их поставщиков), создателей технологий и ноу-хау (высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании), связующих рыночных институтов (брокеры, консультанты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом (Постановление Правительства Москвы от 02.09.2008 N 781-ПП);

·                     технологический кластер - совокупность организаций, расположенных на одной ограниченной территории и связанных производственными связями (Постановление Правительства Москвы от 02.09.2008 N 781-ПП);

·                     кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных организаций (поставщики, производители и потребители) и связанных с ними высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, инжиниринговых, сервисных и иных организаций, взаимодействующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга в целях повышения конкурентных возможностей отдельных организаций и кластера в целом (Постановление Правительства Москвы от 24.02.2010 N 161-ПП);

·                     территориально-отраслевой кластер - географически локализованная сеть компаний и организаций, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости конечного продукта или услуги, для которых участие в данной сети является значимым фактором построения собственной конкурентоспособности (Распоряжение префекта Зеленоградского АО г. Москвы от 17.10.2008 N 867-рп);

·                     кластерная политика города Москвы - политика города Москвы по объединению организаций науки, промышленности, других субъектов инновационной деятельности, которые своей целью имеют выпуск высокотехнологичных родственных продуктов или услуг (Постановление Правительства Москвы от 02.09.2008 N 781-ПП).

 

В приведенных актах одновременно используются такие понятия, как «кластеры в промышленности», «кластеры в сфере высокотехнологичных производств», «территориально-отраслевой кластер», «кластерные процессы», «кластеризация» малых и средних предприятий».

 

3. Кластеры и совместные проекты

Отсутствие сформулированного на уровне закона определения кластера привело к тому, что в отдельных случаях исполнительные органы государственной власти предпочитают использовать в своих документах более известное практике понятие - «совместные проекты». Данными документами в Москве являются:

 

·                     Постановление Правительства Москвы от 09.09.2008 N 818-ПП "Об утверждении Положения о порядке предоставления за счет средств бюджета города Москвы субсидий для реализации мероприятий по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в городе Москве";

·                     Постановление Правительства Москвы от 29.12.2009 N 1471-ПП «О мерах по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере в городе Москве на 2010-2012 гг.".

 

Сравнение приведенных выше определений кластера с порядком регулирования отношений, связанных с реализацией совместных проектов, позволяет сделать вывод о том, что эти понятия тождественны. На это указывает, в частности, анализ следующих формулировок, используемых в данных постановлениях:

 

1. Субсидии на реализацию совместных проектов предоставляются в следующих целях:
- создание и развитие комплексной инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, технопарки, центры передачи технологий, центры коллективного использования оборудования, промышленные парки и др.);

 

- создание новых видов инновационной продукции предприятий - участников совместных проектов (анализ рынка технологий, приобретение патентов и лицензий, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, подготовка производства и др.);

- информационное и маркетинговое продвижение продукции, произведенной в рамках реализации совместных проектов, в том числе на региональных и зарубежных рынках (создание информационных ресурсов, участие в выставках, проведение маркетинговых исследований, разработка и продвижение коллективного бренда совместного проекта, информирование государственных заказчиков о преимуществах применения инновационной продукции, созданной в рамках реализации совместных проектов, и др.);

- иные необходимые для развития совместных проектов мероприятия. (Постановление Правительства Москвы от 09.09.2008 N 818-ПП);


2. Практика последних десятилетий показывает, что конкурентоспособность высокотехнологичных производств достигается исключительно в рамках тесного взаимодействия научных, инфраструктурных, производственных, финансовых и маркетинговых организаций, обеспечивающих в рамках узкой специализации высокую эффективность производства, на фоне мобильности обновления производственных возможностей и товарного ряда. Наиболее рациональной формой такого единения являются объединения малых и средних предприятий, реализующие совместные проекты, объединяющие все виды указанных выше организаций в единый организм с целью производства конкретной высокотехнологичной продукции (Постановление Правительства Москвы от 29.12.2009 N 1471-ПП).

 

4. Отличие кластеров от технопарков и территорий инновационного развития

Минэкономразвития РФ в приказе от 16.02.2010 N 59 "О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства" дает следующее определение технопарка. Технопарк – это имущественный комплекс, созданный для осуществления деятельности в сфере высоких технологий, состоящий из офисных зданий и производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры общей площадью не менее 5000 кв. м.

 

Из определения Минэкономразвития РФ видно, что технопарк есть имущественный комплекс, т.е. совокупность имущества: объектов движимого и недвижимого имущества, образующих единое целое и предполагающих использование их по общему назначению. Близкое по содержанию определение имущественного комплекса дает ГК РФ. Исходя из содержания пункта 2 статьи 132 ГК, под имущественным комплексом следует понимать все виды имущества, предназначенные для определенной деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, а также иное имущество.

 

В отличии от технопарка, который является объединением имущества, кластер является, в первую очередь, объединением лиц: предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости. В некоторых случаях кластер может частично иметь признаки объединения имущества, но это объединение происходит не в силу закона (как у технопарка), а на основании договора между его участниками. Объединение имущества лиц на основании договора (сделки) не является имущественным комплексом в смысле гражданского законодательства России.

 

Под территорией инновационного развития (ТИР) понимается производственная территория, определенная в соответствии с Законом города Москвы от 26.05.2004 N 35 "Об особенностях использования земельных участков в целях сохранения научно-промышленного потенциала города Москвы" или другими законодательными актами города Москвы, и обладающая высоким научно-техническим, инновационным, образовательным и производственным потенциалом, основу экономической деятельности которой составляют создание и реализация конкурентоспособной наукоемкой продукции, а также оказание услуг по ее продвижению на рынок (постановление Правительства Москвы от 24.02.2010 N 161-ПП "О Городской целевой программе "Комплексная программа промышленной деятельности в городе Москве на 2010-2012 гг.").

Согласно приведенному определению, ТИР есть отдельная производственная территория. Данная территория обладает определенными характерными свойствами, а именно: обязательное наличие научно-технического, инновационного, образовательного и производственного потенциала, а также создание и реализация конкурентоспособной наукоемкой продукции в качестве основного вида деятельности.

В отличии от ТИР, которая является, по сути, производственной площадкой, имеющей на своей территории объекты производственно-инновационного назначения, предназначенной для производства наукоемкой продукции, кластер выступает объединением лиц с целью повышения их общего конкурентоспособного потенциала. При этом данные лица могут не находится на одной производственной площадке, однако сохраняют территориальное и функциональное единство.

 
на 26.04.2018
USD61.7494+0.0850
EUR75.3281+0.1160
E/U1.2199+0.0002
БВК67.8598+0.0989
Все валюты
ПОГОДА
Россия, Московская обл., Москва
днем
ночью

(прогноз)
Погода в России и за рубежом
 ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
 Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
Российский деловой портал «Альянс Медиа»
 · Бизнес России
Бизнес-образование
 · Бизнес-план
 · БИНФО
 · Благотворительность
 · Бухгалтерский учет
 · Вся Россия
 · ВЭД
Госзаказ
 · Дистанционный консалтинг
 · ЖКХ
 · Законы
 · Зоокластер
 · Инвестиции
 · Инновации
 · Исследования
Исторические документы
 · ИТ и связь
 · Кино
 · Кластер инноваций
 · Кластерное развитие
 · Коммерческие предложения
Легпром
 · Маркетинг
 · Мероприятия
 · Молодежь
 · Наука
 · Недвижимость
 · Охрана труда
 · Размещение пресс-релизов
Пресса
 · Продукция и услуги
 · Работа
 · Рассылки
 · Реклама и PR
 · Ремесленничество
 · Рестораны
 · Русский язык
Система ММЦ
 · Словарь
 · Социальное общество
 · Спорт
 · Стиль Мода Дизайн
 · Субконтрактация
ТВ - Первый канал бизнеса
 · Тесты
 · Транспорт
 · Финансовые рынки
 · Экология
Адыгея
 · Алтай
 · Амурская область
 · Архангельск
 · Астрахань
 · Башкортостан
 · Белгород
 · Брянск
 · Бурятия
Владимир
 · Волгоград
 · Вологда
 · Воронеж
 · Дагестан
 · Еврейская АО
 · Забайкальский край
 · Иваново
 · Ингушетия
Иркутск
 · Кабардино-Балкария
 · Калининград
 · Калмыкия
 · Калуга
 · Камчатка
 · Карачаево-Черкессия
 · Карелия
Кемерово
 · Киров
 · Коми
 · Кострома
 · Краснодар
 · Красноярск
 · Курган
 · Курск
 · Ленинградская область
Липецк
 · Магадан
 · Марий Эл
 · Мордовия
 · Москва
 · Московская область
 · Мурманск
 · Ненецкий АО
Нижний Новгород
 · Новгород
 · Новосибирск
 · Омск
 · Орел
 · Оренбург
 · Осетия
 · Пенза
 · Пермь
 · Приморье
Псков
 · Республика Алтай
 · Республика Крым
 · Ростов-на-Дону
 · Рязань
 · Самара
 · Санкт-Петербург
 · Саратов
Сахалин
 · Свердловская область
 · Севастополь
 · Смоленск
 · Ставрополь
 · Тамбов
 · Татарстан
 · Тверь
 · Томск
Тула
 · Тыва
 · Тюмень
 · Удмуртия
 · Ульяновск
 · Хабаровск
 · Хакасия
 · ХМАО-Югра
 · Челябинск
 · Чечня
Чувашия
 · Чукотка
 · Якутия
 · Ямало-Ненецкий АО
 · Ярославль
Дальневосточный ФО
 · Приволжский ФО
 · Северо-Западный ФО
 · Северо-Кавказский ФО
 · Сибирский ФО
 · Уральский ФО
Центральный ФО
 · Южный ФО
Австралия
 · Австрия
 · Азербайджан
 · Аргентина
 · Армения
 · АТЭС
 · Белоруссия
 · Бельгия
 · Болгария
 · Бразилия
Великобритания
 · Венгрия
 · Вьетнам
 · Германия
 · Греция
 · Грузия
 · Дания
 · ЕАЭС
 · Египет
 · Израиль
 · Индия
Ирландия
 · Испания
 · Италия
 · Казахстан
 · Канада
 · Кипр
 · Киргизия
 · Китай
 · Куба
 · Латвия
 · Литва
Молдавия
 · Монголия
 · Нидерланды
 · Норвегия
 · Польша
 · Португалия
 · Румыния
 · Сербия
 · Словакия
 · Словения
СНГ
 · Таджикистан
 · Тайвань
 · Туркмения
 · Турция
 · Узбекистан
 · Украина
 · Финляндия
 · Франция
 · Хорватия
Черногория
 · Чехия
 · Швейцария
 · Швеция
 · Эстония
 · Южная Корея
 · Япония
2003 - 2018 © НП "НПРС"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности
 
  Статьи партнеров