ПОРТАЛ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО БИЗНЕСА    
 ВХОД В СИСТЕМУ
Вход для зарегистрированных пользователей системы 
Логин 
Пароль 
 Забыли пароль?       
Регистрация
 
Инструкция по работе с системой

Национальное партнерство развития субконтрактации

 УСЛУГИ
ПОИСК ПАРТНЕРОВ 
ЦЕНТР КЛАСТЕРНОГО РАЗВИТИЯ 
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ 
 ВЫСТАВКИ, МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТАВКИ 
КОНФЕРЕНЦИИ 
 РАССЫЛКА SUBCONTRACT.RU
 Все для промышленного предприятия.
 Снабжение и сбыт.

 
 РЕКЛАМА НА САЙТЕ
 ГЛАВНАЯ   СУБКОНТРАКТАЦИЯ   РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ   О ПРОЕКТЕ   БИРЖА СУБКОНТРАКТОВ   КОНТАКТЫ   СТАТИСТИКА САЙТА 
 КОНЦЕПЦИЯ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ В СФЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ПРОЕКТ)

ПРЕАМБУЛА

 

В соответствии с Законом  города Москвы от 26 ноября 2008 г. № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве», обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства является одной из целей государственной политики города Москвы в области развития малого и среднего предпринимательства. Постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2009 г. N 1480-ПП «О мерах по развитию конкуренции в городе Москве на 2010-2012 гг.» и Постановление Правительства Москвы от 27 июля 2010г. № 643-ПП «О Программе развития конкуренции в городе Москве на 2010 – 2012гг.», определяют в качестве одной из важнейших целей развития конкуренции в городе Москве обеспечение дальнейшего социально-экономического развития города Москвы посредством создания условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики города Москвы, модернизации предприятий и создания условий для повышения их конкурентоспособности.

 

Необходимость повышения конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства нашла свое отражение в Постановлении Правительства Москвы от 04.08.2009 N 724-ПП «О Городской целевой программе развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг.», Постановлении Правительства Москвы от 29 декабря 2009 г. № 1471-ПП «О мерах по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере в городе Москве на 2010-2012 годы» и других нормативно – правовых актах Правительства Москвы.  Мероприятия государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве, реализуемые в рамках данных постановлений, а также в соответствии с иными нормативно – правовыми актами,  направлены на повышение конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства города Москвы.

 

Реализуемые меры обеспечивают улучшение условий ведения предпринимательской деятельности для всех субъектов малого и среднего предпринимательства с выделением как приоритетных сегментов (инновационное предпринимательство, ЖКХ, молодежные проекты и др.), так и специализированных форм и механизмов поддержки (информационная, финансовая, имущественная, консультационная, маркетинговая и др.). Данный подход обеспечивает достижение необходимых показателей развития малого и среднего предпринимательства в городе Москве. Продукция субъектов малого и среднего предпринимательства реализуется как в городе Москве, так и на региональных и зарубежных рынках, что свидетельствует о ее конкурентоспособности. В то же время, продукция малых и средних предприятий города Москвы испытывает значительное конкурентное давление со стороны региональных и зарубежных компаний. В связи с растущим уровнем конкуренции, а также принимая во внимание планируемое вступление Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), очевидна необходимость реализации дополнительных мер, направленных на повышение конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства.

 

В соответствии с международной практикой, одним из наиболее эффективных решений задачи повышения конкурентоспособности экономики является реализация мероприятий государственной поддержки процессов формирования и развития кластеров - объединений предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. Инструментом для реализации мероприятий государственной поддержки кластеров является кластерная политика, утверждаемая на государственном или региональном уровне. Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспобности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, «ноу-хау», специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением трансакционных издержек, обеспечивающим формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции. Формирование и развитие кластеров также является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Малые и средние предприятия выполняют в кластерах различные задачи (генерация новых видов продукции и технологий, субконтрактные поставки комплектующих, аутсорсинг непрофильных функций крупных компаний и др.), в соответствии со своей специализацией, структурой и функционалом кластера. Взаимодействие в кластере повышает конкурентоспособность как каждого отдельного участника,

так и всего кластера в целом.

 

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров. В соответствии с Методическими рекомендациями по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (Министерство экономического развития Российской Федерации),  развитие территориальных кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации механизмов частно-государственного партнерства.     Эффективный переход к инновационному развитию на основе  опережающей модернизации требует концентрации ресурсов и усилий на наиболее перспективных взаимодополняющих группах предприятий, реализующих инновационный и экспортный потенциал, имеющих наиболее высокий потенциал конкурентоспособности - кластерах.  

 

В настоящее время в городе Москве имеются необходимые предпосылки для успешной реализации кластерной политики города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства:

 

Наличие статистически значимых развивающихся экспортно – ориентированных хозяйственных агломераций, включающих в себя предприятия малого и среднего бизнеса. К таким «точкам роста» могут быть в первую очередь отнесены: аналитические приборы, коммуникационное оборудование, медицинская техника, информационные технологии, биофармацевтическая промышленность;

 

Особое место и роль города Москвы в экономике страны: в Москве достаточно развиты большинство из возможных хозяйственных агломераций, уровень развития инфраструктуры и потенциал рынков сбыта наиболее высок. С другой стороны, необходимо отметить, что предприятия в городе Москве несут дополнительные издержки, связанные с высокими ценами на немобильные факторы производства (земля и труд). Эти два фактора создают предпосылки для формирования и расширения инновационных (высокотехнологичных) кластеров из предприятий, требующих высокого уровня взаимодействия, наличия широкого спектра видов деятельности, в том числе научной, и развитой инфраструктуры, позволяющих московским малым и средним предприятиям развивать неценовые факторы конкурентоспособности, своевременно и комплексно внедрять инновации и поддерживать высокую добавленную стоимость выпускаемого продукта.

Наличие необходимых ресурсов и возможностей для реализации мероприятий государственной поддержки формирования и развития кластеров.

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Общие положения и предмет регулирования

Кластерная политика города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства представляет собой комплекс мер государственного регулирования, обеспечивающих формирование и опережающее развитие кластеров малых и средних предприятий,  а также эффективное развитие малых и средних предприятий в кластерах, формируемых на базе крупных промышленных предприятий и организаций науки.

 

Кластерная политика города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства определяет принципы, основные направления, формы и виды, источники ресурсного обеспечения и порядок реализации мероприятий государственной поддержки, предоставляемой субъектам малого и среднего предпринимательства города Москвы, объединяющим свои усилия в целях реализации совместных (кластерных) проектов инновационной и производственной направленности, повышения конкурентоспособности и иных действий, повышающих совокупную конкурентоспособность.

 

1.2. Основные термины и определения

 

Кластер – объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг (Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации).
Ключевыми признаками кластера являются следующие:

 

·         высокий уровень территориальной концентрации участников кластера, достижение ими «критической массы», обеспечивающей возникновение синергетического эффекта;

·         наличие системно развивающихся связей, конкуренции и кооперации (в том числе – совместных проектов) между участниками кластера;

·         высокая инновационная активность участников кластера, ориентация на постоянное совершенствование конкурентных преимуществ.

 

В соответствии сМетодическими рекомендациями по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации выделяется несколько основных типов кластеров: дискретные, процессные, инновационные и творческие, туристические, транспортно – логистические, а также смешанные кластеры. Каждый из перечисленных типов кластеров имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при реализации мероприятий Кластерной политики.

 

Протокластер -  объединение предприятий, обладающих рядом признаков кластера и способное при реализации мероприятий государственной поддержки стать полноценным кластером. Можно выделить следующие распространенные виды протокластеров:

 

·         протокластер малых и средних предприятий, располагающих необходимым уровнем инновационности и взаимодействия, но не обладающий необходимой критической массой;

·         протокластер, сформированный в результате иностранных прямых инвестиций (как правило, не обладающий необходимым уровнем интеграции с местными хозяйствующими субъектами, научными и образовательными учреждениями, предпринимательскими союзами, ассоциациями и пр.);

·         протокластер производственного аутсорсинга, обеспечивающий реализацию функции массового производства с недостаточным развитием функции инновационного развития и конкуренции участников, характерный пример – территориально – производственные комплексы (ТПК).

 

Хозяйственная агломерация (в рамках концепции кластерной политики города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства) – статистически определяемая совокупность взаимосвязанных организаций, географически сконцентрированных и объединенных общей сферой деятельности. Хозяйственная агломерация включает в себя отдельные предприятия и организации, кластеры и протокластеры.

Совместный (кластерный) проект развития кластера малых и средних предприятий  - комплекс взаимосвязанных мероприятий, временно объединяющий ресурсы участников кластера и направленный на реализацию стратегии развития кластера. Совместный (кластерный) проект предполагает  удовлетворение общих потребностей участников кластера и достижение оцениваемых количественных показателей.

Кластерная политика – совокупность мероприятий, осуществляемых государственными и муниципальными органами власти в отношении кластеров в целях развития хозяйственных агломераций и повышения конкурентоспособности экономики региона в целом.
Кластерная политика города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства - комплекс мер государственного регулирования, обеспечивающих формирование и опережающее развитие кластеров малых и средних предприятий,  а также эффективное развитие малых и средних предприятий в кластерах, формируемых на базе крупных промышленных предприятий и организаций науки.

Организация кластерного развития – юридическое лицо, объединяющее участников кластера для достижения общих целей.  Может входить в состав инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы.

Центр кластерного развития (ЦКР) – рабочий орган Организации кластерного развития, обеспечивающий координацию взаимодействия участников кластера, разработку и реализацию кластерных проектов (программ) и отвечающий за взаимодействие с городским центром кластерного развития.

Конкурентоспособность товаропроизводителей, фирм, компаний - способность производителей и продавцов товаров конкурировать со своими соперниками, поставляющими на те же рынки аналогичные товары или стремящиеся проникнуть на рынки.

 

2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ В СФЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Кластерная политикагорода Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства является частью государственной политики города Москвы в области развития малого и среднего предпринимательства и представляет собой совокупность мер, осуществляемых органами государственной власти города Москвы, направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных Законом  города Москвы от 26 ноября 2008 г. № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве», Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 N 724-ПП (ред. от 04.05.2010) «О Городской целевой программе развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг.»., Постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2009 г. № 1471-ПП «О мерах по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере в городе Москве на 2010-2012 годы».

 

2.1. Цель кластерной политики города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства

 

Основной целью кластерной политики города Москвы в области малого и среднего предпринимательства является повышение конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства города Москвы  путем создания условий для опережающего развития кластеров малых и средних предприятий.

 

2.2. Задачи кластерной политики города Москвы в области малого и среднего предпринимательства

 

В рамках реализации поставленной цели основными задачами кластерной политики являются:

 

·         Формирование системы управления, обеспечивающей реализацию кластерной политики города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства;

·         Совершенствование нормативно – правовой и распорядительной базы, обеспечивающей реализацию кластерной политики города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства;

·         Определение приоритетных направлений для формирования и развития кластеров малых и средних предприятий;

·         Формирование инфраструктуры кластерного развития;

·         Поддержка самоорганизации малых и средних предприятий и инициирования совместных (кластерных) проектов;

·         Реализация мероприятий государственной поддержки совместных (кластерных) проектов;

·         Развитие  организационного и методологического подхода.

 

2.3. Принципы кластерной политики города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства

 

Основными принципами кластерной политики города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства являются:

 

·         Единый организационный и методологический подход к организации работы по формированию и развитию  кластеров малых и средних предприятий в городе Москве с учетом специфики конкретных кластеров.

·         Межведомственное взаимодействие органов власти города Москвы при реализации кластерной политики  города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства с закреплением ответственности по принадлежности вопросов.

·         Приоритетность мероприятий государственной поддержки кластеров малых и средних предприятий, соответствующих критериям, устанавливаемым настоящей политикой.

·         Непрерывность мониторинга развития хозяйственных агломераций в городе Москве.

·         Реализация мероприятий государственной поддержки кластеров малых и средних предприятий в форме проектов и программ, предусматривающих достижение оцениваемых количественных показателей результативности.

·         Поэтапное планирование ресурсного обеспечения  кластерных проектов и программ, обеспечивающее переход от долевого бюджетного финансирования к частно – государственному партнерству и привлечению инвестиций, в том числе со стороны частных инвесторов и государственных институтов развития.

·         Обеспечение равных прав и возможностей кластеров малых и средних предприятий при получении государственной поддержки в соответствии с условиями отбора  кластерных проектов.

·         Обеспечение равных прав и возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства при получении государственной поддержки в составе кластера в соответствии с условиями ее предоставления.

·         Полнота и доступность информации о мерах государственной поддержки кластеров малого и среднего предпринимательства, реализуемых в соответствии с настоящей политикой.

·         Ответственность органов государственной власти города Москвы за обеспечение реализации кластерной политики города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства.

 

3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ В СФЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

3.1. Направления мероприятий кластерной политики города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства

 

Мероприятия кластерной политики города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства направлены на реализацию поставленных задач, обеспечивают выявление, формирование, поддержку и укрупнение кластеров малых и средних предприятий и нацелены на удовлетворение фактических потребностей малых и средних предприятий, заинтересованных в повышении своей конкурентоспособности через реализацию совместных (кластерных) проектов.
Механизм реализации задач кластерной политики города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства представлен в Таблице 1.

 

Таблица 1.

Задача кластерной политики

Механизм реализации задачи

Формирование системы управления кластерной политикой

Определение органов государственной власти,  обеспечивающих реализацию Кластерной политики. Распределение задач, полномочий, ответственности, порядка принятия решений, их исполнения и контроля.

Совершенствование нормативно – правовой и распорядительной базы

Разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства,    интеграции кластерного подхода в разрабатываемые нормативно – правовые и распорядительные акты Правительства Российской Федерации и Правительства Москвы.

Определение приоритетных направлений для формирования и развития кластеров малых и средних предприятий

Проведение ежегодного мониторинга развития хозяйственных агломераций в городе Москве. Выявление перспективных направлений для формирования и развития кластеров малых и средних предприятий и определение приоритетов.

Формирование инфраструктуры кластерного развития

Определение (создание) организаций, обеспечивающих организационное  сопровождение реализации кластерной политики города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства,  наделение ресурсами, полномочиями и ответственностью.

Поддержка самоорганизации малых и средних предприятий и инициирования совместных (кластерных) проектов

Информационная и консультационно – методическая поддержка:
- создания юридических лиц, объединяющих участников кластеров и разработки стратегий развития кластеров;
-  разработки совместных (кластерных) проектов и программ.
Подготовка отбора совместных (кластерных) проектов на конкурсной основе.

Реализация мероприятий государственной поддержки совместных (кластерных) проектов

Поддержка и сопровождение отобранных  на конкурсной основе совместных (кластерных) проектов малых и средних предприятий.

Развитие  организационного и методологического подхода

Анализ зарубежного и отечественного опыта реализации кластерной политики и отдельных мероприятий по поддержке кластеров малых и средних предприятий. Выявление и использование лучшей практики. Повышение квалификации представителей органов власти и организаций инфраструктуры, отвечающих за реализацию кластерной политики города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства.
Проведение мероприятий по обмену опытом в области реализации кластерной политики в сфере малого и среднего предпринимательства.

 

3.2. Мониторинг развития хозяйственных агломераций в городе Москве

 

Мониторинг развития хозяйственных агломераций в городе Москве проводится Департаментом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы ежегодно, на основании обработки данных статистики, вторичных источников информации (базы данных, публикации в СМИ), опросов и др. В ходе мониторинга осуществляется выявление перспективных направлений для реализации кластерных проектов и программ, а также проводится анализ состояния и тенденций развития выявленных ранее хозяйственных агломераций. Результат мониторинга в форме доклада направляется в Департамент экономической политики города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы, а при необходимости выносятся на рассмотрение Мэра и Правительства Москвы.

 

На основании результатов мониторинга проводится уточнение отраслевых приоритетов кластерной политики города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства в среднесрочной перспективе. В соответствии с результатами мониторинга и утверждаемыми отраслевыми приоритетами кластерной политики города Москвы в сфере малого и среднего бизнеса  осуществляются дальнейшие мероприятия по выявлению групп малых и средних предприятий, потенциально способных образовать кластеры и дальнейшие мероприятия по реализации кластерной политики города Москвы в сфере малого и среднего бизнеса.

 

3.2.1. Критерии определения приоритетных направлений для формирования и развития кластеров малых и средних предприятий

 

Формирование и развитие кластеров малых и средних предприятий в городе Москве осуществляется в рамках выявленных в ходе ежегодного мониторинга развивающихся хозяйственных агломераций.

 

К числу основных критериев определения приоритетных  хозяйственных агломераций для формирования и развития кластеров малых и средних предприятий в городе Москве отнесены следующие:

 

·         Статистически подтверждаемая значимость и экспортная ориентированность хозяйственной агломерации для экономики города Москвы (должен выполняться, как минимум, один из трех критериев: коэффициент локализации, рассчитанный в рамках мониторинга больше 2, город Москва должен входить в число десяти процентов лидирующих  субъектов РФ по размеру хозяйственной агломерации и по доле занятых в хозяйственной агломерации в общем числе занятых); при этом наибольший приоритет имеют хозяйственные агломерации, для которых выполняется, как минимум, два критерия одновременно;

·         Степень и динамика развития хозяйственной агломерации  (оценивается как по значению критериев отбора хозяйственных агломераций, так и по дополнительным параметрам, прежде всего: численность занятых, уровень заработной платы, инвестиций в основной капитал, инвестиций в НИОКР, рентабельность всех активов);

·         Доля малого и среднего бизнеса в хозяйственной агломерации (не менее 10% от общего количества занятых;

·         Обеспеченность научными кадрами (количество ВУЗов города Москвы, осуществляющих подготовку специалистов по направлениям деятельности хозяйственной агломерации);

·         Соответствие перечню приоритетных направлений развития инновационного предпринимательства в городе Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 N 724-ПП (ред. от 04.05.2010) «О Городской целевой программе развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг.»., Постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2009 г. № 1471-ПП «О мерах по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере в городе Москве на 2010-2012 годы» и другими нормативно – распорядительными документами Правительства Москвы.

 

3.3. Объект и формы государственной поддержки в рамках реализации мероприятий кластерной политики города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства

 

Объектом поддержки в рамках реализации мероприятий кластерной политики города Москвы в сфере малого и среднего бизнеса является деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих совместные (кластерные) проекты. Субъекты малого и среднего предпринимательства города Москвы, принимающие участие в реализации совместных (кластерных) проектов, являются получателями государственной поддержки в составе создаваемого для целей реализации совместных проектов юридического лица – организации кластерного развития. При этом один субъект малого (среднего) предпринимательства вправе претендовать на получение данного вида поддержки в составе одной организации кластерного развития, что не противоречит получению таковым субъектом малого (среднего) предпринимательства государственной поддержки в индивидуальном порядке в соответствии с установленными нормами и требованиями.

 

В соответствии с международной практикой, продолжительность последовательных мероприятий государственной поддержки одного кластера может составлять до 5 – 7 лет.  Кластерная политика города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства предполагает:

 

·         Единовременную реализацию мероприятий государственной поддержки нескольких кластеров малых и средних предприятий в приоритетных направлениях;

·         Поэтапное (в том числе годичное) разделение мероприятий по поддержке совместных (кластерных) проектов малых и средних предприятий;

·         Развитие мероприятий государственной поддержки проектов по формированию и развитию кластеров в среднесрочной перспективе (до 2012 года и далее с учетом возможной пролонгации на основании фактических результатов и в соответствии с нормативными документами Правительства Москвы, определяющими  порядок и формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве).

 

Государственная поддержка совместных (кластерных) проектов в городе Москве осуществляется на основании отбора проектов в форме предоставления субсидии, а также в иных необходимых для реализации совместного проекта малых и средних предприятий формах (услуги организаций инфраструктуры поддержки МСП и др.),  предусмотренных Законом города Москвы от 26 ноября 2008 г. № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве», и реализованных в  Постановлении Правительства Москвы от 04.08.2009 N 724-ПП «О Городской целевой программе развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг.»., Постановлении Правительства Москвы от 29 декабря 2009 г. № 1471-ПП «О мерах по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере в городе Москве на 2010-2012 годы», Постановлении Правительства Москвы от 09.09.2008 N 818-ПП  «Об утверждении Положения о порядке предоставления за счет средств бюджета города Москвы субсидий для реализации мероприятий по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в городе Москве».

 

Направления отбора совместных (кластерных) проектов малых и средних предприятий определяются решением Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы в соответствии с установленными приоритетами развития малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций и промышленного производства, с учетом специфики приоритетных хозяйственных агломераций. Условия отбора совместных (кластерных) проектов малых и средних предприятий определяются решением Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы соответствии с действующей нормативно – правовой базой.

 

3.4. Инфраструктура кластерного развития

 

Реализация кластерной политики города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства опирается на использование инфраструктуры, включающей в себя следующие элементы:

 

1. Городской центр кластерного развития (ГЦКР) – городскаяорганизация

инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечивающая реализацию мероприятий специализированной поддержки самоорганизации субъектов малого и среднего предпринимательства для реализации совместных (кластерных) проектов (программ).
Городской центр кластерного развития осуществляет следующий комплекс мероприятий:

 

·         Ведет мониторинг развития хозяйственных агломераций в городе Москве с целью выявления потенциала реализации совместных (кластерных) проектов малых и средних предприятий и обеспечивает выявление взаимодополняющих групп субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих потребность в разработке и реализации совместных проектов в сфере промышленного производства и инноваций;

·         Осуществляет мероприятия по поддержке самоорганизации инновационных и производственных малых и средних предприятий в кластеры для реализации совместных  проектов (программ);

·         Принимает участие в разработке и реализации совместных  проектов малых и средних предприятий в т.ч. с целью отработки методологии и ее дальнейшего развития;

·         Осуществляет организационно - методическое и информационное обеспечение мероприятий по отбору совместных проектов (программ) малых и средних предприятий и участвует в экспертизе проектов;

·         Осуществляют организационно - методическое сопровождение и мониторинг совместных  проектов (программ) малых и средних предприятий, получивших государственную поддержку;

·         Обеспечивает координацию разрабатываемых и сопровождаемых совместных  проектов (программ) с мероприятиями Городской целевой программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.

 

2. Городские и окружные организации инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы

организации, включенные в соответствии с действующим порядком  в состав инфраструктуры малого и среднего предпринимательства города Москвы и осуществляющие мероприятия по поддержке совместных (кластерных) проектов субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с закрепленными задачами и полномочиями.  

 

3. Организации развития кластеров – юридические лица, объединяющие в своем составе участников кластера для достижения общих целей.

Организация развития кластера:

 

·         Объединяет участников кластера для достижения общих целей и координации совместной деятельности, а также регулирует отношения, возникающие между участниками кластера;

·         Инициирует и утверждает стратегию развития кластера, а также совместные проекты (программы);

·         Выражает согласованную волю участников кластера при взаимодействии с органами власти в рамках реализации кластерной политики города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства, в том числе является заявителем совместных проектов;

·         На общих основаниях может входить в состав инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства города Москвы;

·         Выражает согласованную волю участников кластера при взаимодействии с внешними контрагентами в случае, если это предусмотрено содержанием проектов (программ) кластерного развития;

 

В составе каждой организации развития кластера создается структурное подразделение - центр кластерного развития (ЦКР), координирующее взаимодействие членов организации развития кластера (участников кластера) по вопросам реализации кластерных проектов (программ), обеспечивающее разработку и реализацию кластерных проектов (программ) и отвечающее за взаимодействие с городским центром кластерного развития.

 

4. Бизнес – инкубаторы, технопарки, промышленные парки помимо основных функций имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках реализации кластерной политики города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства выполняют дополнительную функцию концентрации малых и средних предприятий – участников кластера в рамках единого инфраструктурного комплекса, что приводит к сокращению совокупных издержек участников кластера, повышению эффективности государственных расходов и обмену информацией между участниками кластера, как на уровне организаций, так и на уровне физических лиц.

 

5. Центры промышленного дизайна, сертифицирующие органы, консалтинговые организации, центры коллективного пользования оборудования, центры прототипирования, центры трансфера технологий, маркетинговые и исследовательские центры, образовательные  учреждения в рамках реализации кластерной политики города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства осуществляют взаимодействие с кластерами малых и средних предприятий и их участниками на постоянной основе (в том числе и путем вхождения в состав организации развития кластера), предоставляют услуги, в том числе на льготной и субсидируемой основе, по профилю своей деятельности, а также обеспечивают совместную подготовку специалистов (семинары, тренинги), организацию информационного обмена для малых и средних предприятий – участников кластера.

 

3.5. Поддержка совместных (кластерных) проектов малых и средних предприятий

 

Поддержка совместных (кластерных) проектов малых и средних предприятий осуществляется последовательно и включает в себя следующие основные этапы:

 

·         Содействие самоорганизации субъектов малого и среднего предпринимательства для реализации совместных (кластерных) проектов;

·         Поддержка и сопровождение совместных (кластерных) проектов;

·         Организация взаимодействия кластеров малых и средних предприятий с крупными предприятиями и организациями науки;

·         Укрупнение кластеров и организация взаимодействия со смежными кластерами.

 

3.5.1. Содействие самоорганизации малых и средних предприятий для реализации совместных (кластерных) проектов

 

Выявленные группы малых и средних предприятий, осуществляющих деятельность в рамках одной или нескольких развивающихся хозяйственных агломераций и заинтересованные в объединении усилий для повышения конкурентоспособности, получают консультационно-методическую и иные необходимые формы поддержки самоорганизации, направленной на создание организации развития кластера, соответствующей следующим критериям:

 

·         Организация развития кластера создается в форме отдельного юридического лица, объединяющего участников кластера для достижения общих целей, соответствующих целям кластерной политики города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства;

·         Не менее 2/3 участников кластера (юридического лица, объединяющего участников кластера)  должны соответствовать законодательно установленным критериям малого и среднего предприятия и входить в Реестр малого и среднего предпринимательства города Москвы;

·         В организацию развития кластера объединяются не менее 3-8 инновационных и производственных экспортно – ориентированных малых и средних предприятий – производителей нового знания, нового продукта или услуги, что позволяет достичь положительного синергетического эффекта от реализации совместного (кластерного) проекта  и объединения усилий;

·         Участники кластера не должны быть аффилированными лицами;

·         Документально закрепленное отсутствие ограничений и препятствий для вступления в кластер новых участников;

·         Наличие утвержденной участниками кластера стратегии развития кластера.

 

Дополнительная консультационно – методическая и информационная поддержка на стадии самоорганизации предоставляются в целях формирования адекватного понимания преимуществ и порядка функционирования кластеров содействия разработке стратегии развития кластера, создания информационного ресурса кластера.

 

3.5.2. Поддержка и сопровождение совместных проектов кластеров малых и средних предприятий

 

Совместные проекты (программы) развития кластеров  должны отражать отраслевую специфику, масштаб и особенности кластера, фактические потребности участников кластера и другие значимые факторы. Вследствие этого, совместные проекты (программы) кластеров могут существенно отличаться как по составу мероприятий, так и по срокам реализации, достигаемым результатам, объемам и формам ресурсного обеспечения, необходимым формам государственной поддержки. В связи с этим, необходимым условием эффективного отбора кластерных проектов (программ) является проведение  предварительного анализа выявленных приоритетных хозяйственных агломераций с целью выявления их специфики, учитываемой при подготовке конкурсного отбора кластерных проектов (программ).

 

Совместные проекты (программы) развития кластера включают в себя мероприятия и могут претендовать на получение поддержки в соответствии с данными, приведенными в Таблице 2.

 

Таблица 2.

Направление мероприятий совместного (кластерного ) проекта

Состав мероприятий государственной поддержки

Координация взаимодействия участников кластера

Финансовая поддержка:
Субсидирование затрат на создание и функционирование центра развития кластера (организации развития кластера).
Консультационная  поддержка:
Информационная поддержка, обеспечивающая информационные обмены между участниками (интернет – порталы, семинары, конференции и др.).

Концентрация участников кластера на единой территории

Имущественная и финансовая поддержка:
Предоставление оборудованных помещений для концентрации участников кластера и обеспечения их комплексными специализированными услугами на единой территории (бизнес – инкубатор, технопарк, промышленный парк) на льготных условиях, разработка проектно – сметной документации, выполнение строительных и ремонтных работ, обеспечение доступа к объектам инфраструктуры и др.

Доступность производственно – технологических ресурсов и возможностей

Финансовая поддержка:
Субсидирование части затрат на создание специализированной инфраструктуры (центры коллективного пользования оборудования, испытательные лаборатории и др.).

Доступность интеллектуальных ресурсов

Финансовая поддержка: 
Субсидирование части  затрат на анализ рынка технологий,  патентование разработок участников кластера, приобретение патентов и лицензий для реализации совместных проектов производства новых продуктов.
Субсидирование части затрат на создание специализированной инфраструктуры (центры трансфера технологий и др.).
Консультационная поддержка:
Организация взаимодействия с ведущими организациями науки (ВУЗы, НИИ, КБ, центры трансфера технологий и др.) в форме проведения совместных семинаров, конференций и др.).

Знание целевых рынков, основных потребителей продукции кластера и их требований,
Знание основных конкурентов

Поддержка в продвижении производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг):
Анализ рынков (исследования), формирование баз данных потребителей продукции, информация о проводимых и планируемых закупках, информация о требованиях заказчиков.
Формирование баз данных основных конкурентов, бенчмаркинг.

Ускорение и повышение результативности цикла подготовки производства (разработка конструкторской и технологической документации, изготовление прототипов, образцов, опытных партий, испытания)

Консультационная   поддержка:
Консультирование по вопросам подготовки производства, организация взаимодействия с центрами прототипирования, организациями, располагающими возможностями подготовки производства.
Поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров:
Включение необходимых курсов подготовки специалистов (применение САПР, подготовка производства и др.) для предприятий кластера в состав субсидируемых программ подготовки специалистов для малого и среднего предпринимательства.
Финансовая поддержка:
Субсидирование части затрат на закупку лицензионных программных продуктов (САПР) создание специализированной инфраструктуры кластера (центры прототипирования, опытные производства, испытательные лаборатории и др.).

Сырье, материалы, комплектующие, субконтрактные работы

Информационная и консультационная  поддержка:
Анализ рынка поставщиков сырья, материалов, заготовок, комплектующих, специализированных услуг, субконтрактных работ, формирование баз данных поставщиков.
Организация взаимодействия с основными поставщиками, включая укрупнение заказов и организацию складской логистики.
Финансовая поддержка:
Содействие в привлечении финансовых ресурсов, субсидирование части процентной ставки по кредитам, предоставление поручительств по кредитам.

Масштабирование производства успешных видов продукции

Консультационная поддержка:
Поиск и квалификационный отбор партнеров для серийного производства.
Организация серийного (совместного либо субконтрактного) производства продукции на крупных предприятиях.
Правовая поддержка:
Защита прав собственности предприятий кластера на передаваемые технологии, чертежи и др.
Финансовая поддержка:
Содействие в привлечении финансовых ресурсов, субсидирование части процентной ставки по кредитам, предоставление поручительств по кредитам, привлечение инвесторов.

Маркетинговое продвижение продукции кластера

Информационная поддержка:
Интернет – порталы, информационные мероприятия по  продвижению продукции кластера.
Маркетинговая и информационная поддержка:
Поддержка в вопросах маркетингового продвижения продукции кластера, в том числе на региональных и зарубежных рынках (разработка и реализация маркетинговой стратегии кластера, разработка и продвижение новых продуктов, участие в профильных выставках коллективным стендом кластера, разработка и продвижение коллективного бренда кластера, мероприятия, обеспечивающие информирование государственных заказчиков и целевой потребительской аудитории о преимуществах применения инновационной продукции кластера, разработка, изготовление и размещение информационно - рекламных материалов кластера  и др.).
Включение мероприятий по продвижению продукции кластера в состав Соглашений, заключаемых Правительством Москвы с правительствами субъектов Российской Федерации.
Правовая поддержка:
Защита прав собственности предприятий кластера при осуществлении внешних поставок, защита прав собственности на нематериальные активы (торговая марка, конструкторские и технологические решения, дизайн и др.).
Финансовая поддержка:
Содействие в привлечении финансовых ресурсов, субсидирование части процентной ставки по кредитам, предоставление поручительств по кредитам.

Повышение эффективности производства и снижение издержек

Финансовая поддержка:
Субсидирование затрат на проведение техперевооружения и модернизации основных производственных средств (технологический аудит, закупка и введение в эксплуатацию основных и вспомогательных производственных средств), а также мероприятий по повышению энерго – и ресурсоэффективности (ресурсо-энергоаудит, закупка и введение в эксплуатацию технических средств для контроля и снижения ресурсо- и энергозатрат). Содействие в привлечении финансовых ресурсов, субсидирование части процентной ставки по кредитам и лизинговым платежам, предоставление поручительств по кредитам.
Консультационная поддержка:
Внедрение элементов «Бережливого производства» (Lean production) и других управленческих подходов, направленных на повышение эффективности производства и снижение издержек.

Обеспечение и подтверждение высокого уровня качества продукции

Финансовая поддержка:
Субсидирование части затрат на разработку, внедрение и сертификацию систем менеджмента в области управления качеством, экологической безопасности и охраны труда.
Субсидирование части затрат на проведение испытаний и сертификацию продукции предприятий кластера в соответствии с требованиями российских и зарубежных потребителей.
Субсидирование части затрат на техническое обеспечение качества (закупка и ввод в эксплуатацию приборов контроля, в том числе в рамках создания центров коллективного пользования и др.).
Консультационная   поддержка:
Консультирование по вопросам разработки, внедрения и сертификации систем менеджмента, сертификации продукции.
Разработка и внедрение собственных стандартов кластера.

Повышение уровня промышленного дизайна, эргономики и иных потребительских свойств продукции

Финансовая поддержка:
Компенсация части затрат на разработку промышленного дизайна.

Консультационная поддержка:
Консультирование по вопросам промышленного дизайна, организация взаимодействия с центрами промышленного дизайна.

Обеспеченность кадрами и повышение квалификации персонала

Поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров:
Включение необходимых курсов подготовки специалистов для предприятий кластера в состав субсидируемых программ подготовки специалистов для малого и среднего предпринимательства.
Организация стажировок (включая зарубежные) специалистов предприятий кластера.

Расширение кластера и достижение «критической массы»

Информационная поддержка:
Пропаганда положительных результатов деятельности кластера. Создание информационных ресурсов, обеспечивающих привлечение потенциальных участников кластера.
Консультационная  поддержка:
Поддержка в вопросах привлечения в кластер  дополнительных участников, располагающих необходимыми ресурсами и компетенциями, консультирование по вопросам организации  взаимодействия.

Повышение качества управления на предприятиях кластера

Поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров:
Включение необходимых курсов подготовки функциональных руководителей для предприятий кластера в состав субсидируемых программ подготовки специалистов для малого и среднего предпринимательства.
Организация стажировок (включая зарубежные) функциональных руководителей  предприятий кластера.
Консультационная   поддержка:
Разработка и внедрение локальных нормативных актов, инструкций и др., проведение тренингов.

Привлечение инвестиций

Информационная поддержка:
Пропаганда положительных результатов деятельности кластера. Создание информационных ресурсов, обеспечивающих информирование потенциальных инвесторов.
Консультационная поддержка:
Организация взаимодействия с потенциальными инвесторами, институтами развития. Консультирование по вопросам подготовки бизнес – планов.
Финансовая поддержка:
Венчурное финансирование с использованием возможностей венчурных фондов.
При необходимости - создание специализированных фондов кластерного развития (в соответствии со ст. 29. Закона города Москвы от 26 ноября 2008 г. № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве»).

Обеспечение благоприятных условий для развития предприятий кластера

Правовая поддержка:
Защита предприятий кластера от «недружественных» поглощений. Защита от неправомерных действий представителей власти (в том числе необоснованных контрольно – надзорных мероприятий).
Регулярное осуществление диалога с представителями органов власти города Москвы в форме семинаров, круглых столов, совещаний и др.

Участие малых и средних предприятий – участников кластера  в поставках продукции для государственных нужд

Информационная и консультационная поддержка:
Включение инновационной продукции малых и средних предприятий - участников кластеров в Реестр инновационной продукции малого и среднего предпринимательства города Москвы.
Финансовая поддержка:
Содействие в привлечении финансовых ресурсов, субсидирование части процентной ставки по кредитам, предоставление поручительств по кредитам и банковским гарантиям.

Поддержка экспорта

Информационная и консультационная поддержка: Проведение специализированных мероприятий по продвижению продукции кластеров с использованием административных возможностей, в том числе путем включения соответствующих разделов в межправительственные соглашения, заключаемые Правительством Москвы с регионами РФ, зарубежными государствами и административными образованиями, проведение зарубежных «Деловых миссий», в том числе при содействии «Домов Москвы» в зарубежных странах. Привлечение к работе с экспортными операциями участников кластера специализированных таможенных брокеров. Финансовая поддержка: Содействие в привлечении финансовых ресурсов, субсидирование части процентной ставки по кредитам, предоставление поручительств по кредитам, поддержка кредитования и страхования экспортных поставок, субсидирование части затрат на разработку и регистрацию торговых марок в зарубежных странах.

 

3.5.3. Взаимодействие кластеров малых и средних предприятий с крупными предприятиями и организациями науки

 

В большинстве случаев взаимодействие кластеров малых и средних предприятий с крупными предприятиями и организациями науки является желательным. При этом необходимым условием является  сохранение конкурентной среды и отсутствие доминирующего положения любого из участников кластера. Целесообразность и формы такого взаимодействия определяются характером совместного (кластерного) проекта малых и средних предприятий, профилем деятельности и готовностью к сотрудничеству крупного предприятия или научной организации. При этом крупные предприятия и организации науки могут входить в состав организаций развития кластера (при соблюдении установленных критериев отбора совместных (кластерных) проектов малых и средних предприятий), причем допускается участие крупного предприятия или научной организации в нескольких организациях развития кластеров смежного профиля. Взаимодействие также может осуществляться на основании соглашений о сотрудничестве (совместной деятельности) и договоров, как с организациями развития кластеров, так и с отдельными малыми и средними предприятиями – участниками кластеров.

 

Информация о таком взаимодействии через центры кластерного развития поступает в Городской центр кластерного развития, учитывается в ходе мониторинга выполнения мероприятий кластерной политики города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства и предоставляется в Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы или иные органы власти города Москвы в форме справок.

 

Крупные предприятия и организации науки, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства города Москвы, не могут являться получателями поддержки, предоставляемой кластерам малых и средних предприятий, но могут принимать участие в создании объектов инфраструктуры кластерного развития (бизнес – инкубаторы, технопарки, промышленные парки, центры коллективного пользования оборудования, центры трансфера технологий, центры прототипирования, логистические и сбытовые центры и др.) на условиях частно – государственного партнерства, а также в рамках договоров, заключаемых с организациями развития кластеров.

 

В случае реализации кластерных проектов, инициируемых крупными предприятиями и организациями науки при содействии Департамента науки и промышленной политики города Москвы, Департамента образования города Москвы, иных органов власти города Москвы, информация о таких проектах направляется в Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы.  На основании поступающей информации проводится анализ необходимости участия в таких проектах субъектов малого и среднего предпринимательства, как по отдельности, так и в составе совместных проектов. При необходимости осуществляется привлечение к участию в таком проекте малых и средних предприятий и мероприятия государственной поддержки в соответствии с фактически выявленными потребностями и установленным порядком.

 

3.5.4. Укрупнение кластеров и организация взаимодействия со смежными кластерами

 

Кластерная политика города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства направлена на поэтапное укрупнение кластеров малых и средних предприятий и организацию взаимодействия со смежными кластерами и протокластерами. Формируемые на начальном этапе реализации политики кластеры малых и средних предприятий в ходе реализации проектов и программ расширяются за счет включения в свой состав новых членов, привлекаемых к участию в совместных проектах. При этом желательно включение в состав юридических лиц, объединяющих участников кластера, как предприятий, являющихся производителями нового продукта, так и дополнительных участников, располагающих недостающими у малых и средних предприятий компетенциями, необходимыми для развития совместных проектов – крупных предприятий, организаций науки, финансовых институтов, обеспечивающих и консалтинговых организаций, поставщиков сырья, материалов, комплектующих, сбытовых организаций и др.. Организация взаимодействия кластеров со смежными кластерами может осуществляться в рамках соглашений о совместной деятельности, так и в рамках реализации совместных  проектов (программ) при условии разделения и закрепления ответственности. В этом случае целесообразно создание либо наделение соответствующими полномочиями органа, обеспечивающего координацию совместного проекта  двух и более кластеров, что в конечном итоге приведет к объединению юридических лиц – организаций  кластерного развития.

 

4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕКЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ В СФЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Ресурсное обеспечение кластерной политики города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства формируется в соответствии с ежегодно утверждаемым Планом мероприятий по реализации кластерной политики города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства и включает в себя:

 

·         финансовые ресурсы, включая средства бюджета города Москвы, средства бюджета Российской Федерации, предоставляемые Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и иными органами власти федерального подчинения, средства финансовых организаций и институтов развития, средства предпринимателей;

·         земельные участки, здания, сооружения, объекты инфраструктуры;

·         организационные ресурсы.

 

Ресурсное обеспечение мероприятий, осуществляемых в целях поддержки совместных (кластерных) проектов малых и средних предприятий Департаментом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы осуществляется за счет средств, предусмотренных Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 N 724-ПП «О Городской целевой программе развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг.», в соответствии с условиями, определенными Постановлением Правительства Москвы от 09.09.2008 N 818-ПП «Об утверждении Положения о порядке предоставления за счет средств бюджета города Москвы субсидий для реализации мероприятий по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в городе Москве». При планировании ресурсного обеспечения мероприятий, осуществляемых в целях поддержки совместных (кластерных) проектов малых и средних предприятий Департаментом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, проводится анализ возможности использования для данных целей средств, предоставляемых бюджетом Российской Федерации в рамках реализации мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации) и необходимые согласования.

 

Ресурсное обеспечение мероприятий, осуществляемых в рамках реализации кластерной политики города Москвы иными органами власти города Москвы в рамках закрепленных полномочий осуществляется за счет средств, выделяемых Правительством Москвы в составе соответствующих программ.

 

Ресурсное обеспечение мероприятий, осуществляемых в рамках реализации кластерной политики города Москвы финансовыми организациями и институтами развития осуществляется в соответствии с условиями заключаемых договоров.

 

Ресурсное обеспечение мероприятий, осуществляемых в рамках реализации кластерной политики города Москвы субъектами малого и среднего предпринимательства и организациями развития кластеров осуществляется в соответствии с условиями отбора и технико – экономическими обоснованиями совместных (кластерных) проектов.

 

Общую координацию ресурсного обеспечения кластерной политики города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства осуществляет Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы.

 

5. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКОЙ ГОРОДА МОСКВЫ В СФЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Кластерная политика города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства носит межотраслевой функциональный характер и ее реализация предусматривает взаимодействие органов власти города Москвы.

 

Органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим координацию кластерной политики города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства является Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы при содействии Департамента науки и промышленной политики города Москвы.

 

Органы исполнительной власти города Москвы принимают участие в разработке и реализации кластерной политики города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства в рамках закрепленных полномочий. С целью координации взаимодействия органов исполнительной власти при Департаменте поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы создается постоянно действующая Рабочая группа по кластерной политике города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства с участием представителей Департамента науки и промышленной политики города Москвы, Департамента образования города Москвы, иных органов исполнительной власти города Москвы.

 

Управление кластерной политикой города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства осуществляется на основе ежегодного планирования. План мероприятий по реализации Кластерной политики города Москвы разрабатывается Департаментом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы при участии Департамента науки и промышленной политики города Москвы, согласовывается с Департаментом экономической политики города Москвы  и вносится на рассмотрение заседания Правительства Москвы ежегодно, не позднее второго  квартала.

 

Мероприятия по реализации кластерной политики города Москвы, включая мероприятия по поддержке  совместных (кластерных) проектов малых и средних предприятий включаются в состав мероприятий Городской целевой программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства на 2010 – 2012гг., Программы развития промышленной деятельности в городе Москве, других программных документов и при необходимости подвергаются корректировке.

Планирование мероприятий по реализации кластерной политики города Москвы осуществляется с учетом результатов ежегодного мониторинга развития хозяйственных агломераций в городе Москве и фактически достигнутых показателей результативности мероприятий.
Мониторинг реализации мероприятий кластерной политики города Москвы осуществляет Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы. Результаты мониторинга, отклонения от намеченных показателей должны оперативно обрабатываться и, при необходимости, выноситься на рассмотрение Мэра и Правительства Москвы для принятия оперативных мер по устранению выявленных недостатков и корректировке Плана мероприятий.

 

Планирование и мониторинг мероприятий по реализации кластерной политики города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства осуществляются в соответствии с требованиями, определенными Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 N 724-ПП «О Городской целевой программе развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг.».

 

К участию в реализации мероприятий кластерной политики города Москвы привлекаются объединения предпринимателей и другие профильные общественные организации.

 

6. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНИВАЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ В СФЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Основными ожидаемыми результатами реализации кластерной политики города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства являются:

 

Опережающее развитие приоритетных для города Москвы хозяйственных агломераций, включая:

 

·         увеличение количества малых и средних предприятий и количества занятых;

·         рост прямых отечественных и иностранных инвестиций;

·         рост инновационной активности, в том числе увеличение объемов инвестиций в НИОКР;

·         увеличение объемов реализации и экспорта.

 

Повышение конкурентоспособности и основных показателей производственно – хозяйственной деятельности малых и средних предприятий малых и средних предприятий, входящих в кластеры:

 

·         рост объемов реализации, в том числе за счет расширения целевых рынков, как в географическом, так и в отраслевом разрезе, увеличения количества потребителей продукции;

·         повышение неценовой конкурентоспособности предприятий – участников кластера (в том числе за счет повышения качества, ускорения обновления модельного ряда увеличения инновационной составляющей, дизайна и др.);

·         увеличение доли инновационной продукции в объеме реализации;

·         рост производительности;

·         создание дополнительных рабочих мест и повышение уровня заработной платы;

·         дополнительные результаты в соответствии со спецификой проекта.

 

Перечисленные выше результаты обеспечивают ускоренное развитие инновационного сектора, повышение конкурентоспособности экономики города Москвы, создание рабочих мест по специальностям, требующим высокой квалификации.

 

 

 
на 24.07.2018
USD63.1957-0.2931
EUR74.1286+0.1959
E/U1.1730+0.0085
БВК68.1155-0.0730
Все валюты
ПОГОДА
Россия, Московская обл., Москва
днем
ночью

(прогноз)
Погода в России и за рубежом
 ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
 Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
Российский деловой портал «Альянс Медиа»
 · Бизнес России
Бизнес-образование
 · Бизнес-план
 · БИНФО
 · Благотворительность
 · Бухгалтерский учет
 · Вся Россия
 · ВЭД
Госзаказ
 · Дистанционный консалтинг
 · ЖКХ
 · Законы
 · Зоокластер
 · Инвестиции
 · Инновации
 · Исследования
Исторические документы
 · ИТ и связь
 · Кино
 · Кластер инноваций
 · Кластерное развитие
 · Коммерческие предложения
Легпром
 · Маркетинг
 · Мероприятия
 · Молодежь
 · Наука
 · Недвижимость
 · Охрана труда
 · Размещение пресс-релизов
Пресса
 · Продукция и услуги
 · Работа
 · Рассылки
 · Реклама и PR
 · Ремесленничество
 · Рестораны
 · Русский язык
Система ММЦ
 · Словарь
 · Социальное общество
 · Спорт
 · Стиль Мода Дизайн
 · Субконтрактация
ТВ - Первый канал бизнеса
 · Тесты
 · Транспорт
 · Финансовые рынки
 · Экология
Адыгея
 · Алтай
 · Амурская область
 · Архангельск
 · Астрахань
 · Башкортостан
 · Белгород
 · Брянск
 · Бурятия
Владимир
 · Волгоград
 · Вологда
 · Воронеж
 · Дагестан
 · Еврейская АО
 · Забайкальский край
 · Иваново
 · Ингушетия
Иркутск
 · Кабардино-Балкария
 · Калининград
 · Калмыкия
 · Калуга
 · Камчатка
 · Карачаево-Черкессия
 · Карелия
Кемерово
 · Киров
 · Коми
 · Кострома
 · Краснодар
 · Красноярск
 · Курган
 · Курск
 · Ленинградская область
Липецк
 · Магадан
 · Марий Эл
 · Мордовия
 · Москва
 · Московская область
 · Мурманск
 · Ненецкий АО
Нижний Новгород
 · Новгород
 · Новосибирск
 · Омск
 · Орел
 · Оренбург
 · Осетия
 · Пенза
 · Пермь
 · Приморье
Псков
 · Республика Алтай
 · Республика Крым
 · Ростов-на-Дону
 · Рязань
 · Самара
 · Санкт-Петербург
 · Саратов
Сахалин
 · Свердловская область
 · Севастополь
 · Смоленск
 · Ставрополь
 · Тамбов
 · Татарстан
 · Тверь
 · Томск
Тула
 · Тыва
 · Тюмень
 · Удмуртия
 · Ульяновск
 · Хабаровск
 · Хакасия
 · ХМАО-Югра
 · Челябинск
 · Чечня
Чувашия
 · Чукотка
 · Якутия
 · Ямало-Ненецкий АО
 · Ярославль
Дальневосточный ФО
 · Приволжский ФО
 · Северо-Западный ФО
 · Северо-Кавказский ФО
 · Сибирский ФО
 · Уральский ФО
Центральный ФО
 · Южный ФО
Австралия
 · Австрия
 · Азербайджан
 · Аргентина
 · Армения
 · АТЭС
 · Белоруссия
 · Бельгия
 · Болгария
 · Бразилия
Великобритания
 · Венгрия
 · Вьетнам
 · Германия
 · Греция
 · Грузия
 · Дания
 · ЕАЭС
 · Египет
 · Израиль
 · Индия
Ирландия
 · Испания
 · Италия
 · Казахстан
 · Канада
 · Кипр
 · Киргизия
 · Китай
 · Куба
 · Латвия
 · Литва
Молдавия
 · Монголия
 · Нидерланды
 · Норвегия
 · Польша
 · Португалия
 · Румыния
 · Сербия
 · Словакия
 · Словения
СНГ
 · Таджикистан
 · Тайвань
 · Туркмения
 · Турция
 · Узбекистан
 · Украина
 · Финляндия
 · Франция
 · Хорватия
Черногория
 · Чехия
 · Швейцария
 · Швеция
 · Эстония
 · Южная Корея
 · Япония
2003 - 2018 © НП "НПРС"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности
 
  Статьи партнеров